Леонид Филатов и Нина Шацкая-
история одной любви

 

 

 

 

Биография


Леонид Алексеевич Филатов (народный артист РФ) родился 24 декабря 1946 года в городе Казани. Семья часто переезжала: отец, Алексей Еремеевич, был радистом, все время в экспедициях. Когда мальчику исполнилось семь лет, родители развелись, и мама, Клавдия Николаевна, с сыном уехали в Ашхабад, и с этого города и началась настоящая биография Леонида. Здесь он пошел в первый класс, здесь же окончил школу-одиннадцатилетку. Как пишет Т. Воронецкая: «Надо учитывать тогдашний нравственный климат, социальный срез южного города, такого, как Ашхабад, удаленного от всех транзитов. Своеобразный Вавилон - там жили турки, армяне, азербайджанцы, русские. Город благодаря своей близости к границе был достаточно «снабжен» уголовными элементами. Его атмосфера не могла не сказаться на жизни Леонида. Он жил около нового университета, но ходил лупить «представителей» старого университета. Это были не какие-то банды, а просто, как часто бывает в 16-17 лет, кто-то кого-то где-то обидел и шли защищать. (Отмечу, что в одной из таких драк Леониду Филатову сломали нос, с тех пор он и стал у него «волнистый».-Ф.Р.) В тоже время Леонид со школьными друзьями увлеченно ставил спектакли в школе, репетировал, писал стихи. Создавался двойственный мир, который казался ему тогда вполне органичным. Сейчас, вспоминая то время, он не может понять, как могли уживаться вместе участие в каких-то дракaх, никчемная, глупая жизнь и увлечение поэзией, уже тогда он «терся» при газете «Комсомолец Туркменистана», делал переводы, публиковался».

Стоит отметить, что первые поэтические произведения Леонида Филатова (это были басни) в упомянутой газете появились, когда их автору было всего лишь 12 лет. Мама мальчика посчитала их достаточно удачными, показала знакомому поэту Юрию Рябинину, и тот тоже по достоинству их оценил. Так состоялся литературный дебют будущего актера.» «Родиной Ашхабад... Прекрасное было время: детство, юность, первая любовь, первые стихи. - вспоминает Леонид. - Иногда я закрываю глаза и начинаю путешествовать по ашхабадским улицам, ведь когда-то я знал их наизусть, а сколько раз исходил город из конца в конец - и не сосчитать».

В 1965 году, после окончания школы, буквально сразу же после выпускного бала Филатов отправился в Москву, поступать во ВГИК на режиссера. «Все это было от провинциальной наглости, а не от уверенности в собственных силах, - вспоминал он потом. - я понял, как огромна Москва и как в ней много таких "гавриков", как я. Выяснилось, что во ВГИКЕ меня никто не ждет». Потерпев неудачу, он не сложил руки, а по совету своего одноклассника, успешно прошел экзаменационное сито на актерский факультет Щукинского училища.

Когда в 1969 году 22-летний выпускник этого знаменитого вуза при Вахтанговском театре был приглашен в любимовскую «Таганку», многие его отговаривали: «Тебе тишина нужна, а там все грохочет, гремит, все орут». Но он ни о чем не пожалел и никогда не раскаивался в своем выборе.

Он был актером так называемого «второго призыва». Пополнение «Таганки» на рубеже 60-70-х годов ни по количеству, ни по качеству имен не уступало любимовской команде «первой пятилетки». Леонид Филатов, Виталий Шаповалов, Иван Дыховичный, Наталья Сайко, Борис Галкин, Александр Пороховщиков - такого талантливого набора, как тот, который влился тогда в труппу, в театре больше не было.

В «Таганке» Филатов был принят и признан безоговорочно с первой же работы - роли Ведущего в спектакле по роману Н.Чернышевского «Что делать?». А «повинны» в этом были его обаяние, которого не отнимешь, и прирожденный артистизм, которому не научишь. Но о своих первых шагах по «таганковской» сцене сам Филатов вспоминал впоследствии с большой теплотой и неподдельной самоиронией: «Я мечтал стать мировой знаменитостью, осчастливить собой все человечество и навсегда остаться в памяти благодарных современников. Этого не получилось. И все- таки я счастлив... «Таганка» была для меня самым счастливым местом во всей нашей несчастной стране. Здесь вблизи видел замечательные образцы человеческой отваги, хотя не менее близко сталкивался и с человеческой трусостью. Именно в этом доме я научился жалеть и прощать... Другое дело, что в пору юности я наивно думал, что и весь окружающий мир так же нормален и прекрасен, как «Таганка».

Талант Филатова - актера, по признанию многих его коллег, - это талант вулканического происхождения, хотя по этому счету «природный вексель» не оплачен и наполовину. Хотя Ю. Любимов быстро проникся уважением к новобранцу, и нельзя сказать, что обижал его ролями, недоглядел или был нечуток к молодому дарованию, но все-таки сыграл Л.Филатов на «таганской» сцене не так уж и много. Ведущий «Что делать?», «Мастер и Маргарита», «Вишневый сад», «Дом на набережной», «Пристегните ремни», «Пугачев», «Антимиры», «Товарищ, верь», Горацио в «Гамлете», Кульчицкий в «Павших и живых», Федерциони в «Жизни Галилея» - все добротно и успешно для нормального актера. Но «полигона» для вулканической породы все-таки маловато.

В тот период, когда «Таганку» возглавил А.Эфрос, Леонид Филатов в течение двух лет работал в театре «Современник» (1985-1987). В 1987 году он вновь вернулся в «Таганку». С 1987 по 1993 год - актер московского театра на Таганке. В 1993 вместе с Николаем Губенко, Натальей Сайко, Ниной Шацкой и другими актерами создал свое творческое объединение «Содружество актеров Таганки».

Вместе с другими актерами Таганки был соавтором спектакля «Под кожей статуи Свободы». Автор пьес «Пестрые люди», «Час с кукушкой», «Художник из Шервудского леса». Автор песен к спектаклям «Театр Клары Газуль», «Мартин Иден», «Когда-то в Калифорнии», «геркулес и Авгиевы конюшни».

Еще не была написана сказка про Федота-стрельца, не было пародий и пьес, не было телепередачи «Чтобы помнили», не было еще тяжелой, мучительной болезни, поставившей его на грань между жизнью и смертью, а были молодость, сумасшедшая, яростная любовь к жизни, к своему делу и безудержное желание рассказать всем об этой любви.

Еще в 1970 году Леонид Филатов начал сниматься в кино, а к 1973 году сознательно или интуитивно обрел вторую актерскую профессию. Киноактер Филатов начал теснить театрального близнеца. Нерастраченное на сцене должно было быть востребовано на экране. Дебютировал в картине «Город первой любви». Расцвет же его кинематографической карьеры пришел на 80-е годы. Самым нашумевшим был, несомненно, «Экипаж», сделавший Филатова всенародно известным. Впрочем, сам Леонид Алексеевич одной из лучших своих ролей считает роль бандита в фильме «Грачи». Многие, наверное, помнят эту картину, где герой Филатова, провоцируя соперника на драку, толкает его пальцами в грудь и гнусавым голосом спрашивает: «Ты на кого тянешь? На кого тянешь, я говорю?».

В начале 90-х годов вся энергия и заботы Филатова посвящаются новому увлечению - режиссуре. «Я люблю самое разное кино - Бунюэля, Бергмана, Германа, Михалкова, Соловьева, да мало ли кого еще! Но больше всех люблю Феллини», - признался он однажды. В 1991 году снял по своему сценарию и сыграл одну из ролей в фильме «Сукины дети», который получил первую премию на фестивале «Кинотавр».

За 30 лет проведенных в Москве, Леонид Филатов стал народным артистом России, лауреатом Государственной премии России, лауреатом премии «Триумф», обладателем специального приза «ТЕФИ» от Российской телевизионной академии, автором около десятка книг. Серьезные проблемы со здоровьем заставили его отойти от актерской и режиссерской работы. Но многогранность яркого таланта проявилась на другой стезе - литературной. Л.Филатов пишет стихи, песни, пьесы, пародии. Начиная с 1990 года выходят в свет книги Леонида Филатова «Про Федота-стрельца удалого молодца», «Большая любовь Робина Гуда», «Любовь к трем апельсинам», «Лизистрата», «Театра Леонида Филатова», «Я - человек театральный» и многие другие.

С 1994 года Филатов стал вести на телеканале ОРТ передачу «Чтобы помнили...» (за этот цикл передач ему была присуждена Специальная премия «ТЭФИ» Академии российского телевидения, а также Государственная премия РФ в области кино и телевидения), посвященную известным и любимым артистам, которых уже нет в живых и которых стали забывать.

А потом с ним случилось несчастье. Многие телезрители заметили, что на некоторое время телепередача «чтобы помнили» на несколько месяцев пропала из телевизионного эфира. Потом она появилась вновь, но зрители не могли не заметить, что с Филатовым произошла большая перемена. Вскоре выяснилось: он перенес инсульт. Четыре раза в реанимации его вытаскивали с того света. Когда немного поправился, снова стал вести передачу, но в октябре 1997 года здоровье опять резко ухудшилось, и тогда Филатову была сделана операция по пересадке почки.

В тот момент мало кто думал, что он выживет: тяжело болел, два года прожил без обеих почек... Почти никто не верил, что он сможет работать, - а он выпускает книгу за книгой и продолжает делать телепрограмму «Чтобы помнили...».

Можно было только поразиться безудержной энергии, активности этого человека. Казалось бы - тяжелая болезнь, постоянные боли. Многие в такой ситуации опускают руки, теряют веру в жизнь: многие, но только не Филатов. «В нашем государстве не очень-то побудешь инвалидом - не на что. - сказал он как-то в одном из интервью. - Пять лет я провел, как говорят врачи, ближе к смерти. Я люблю жизнь и не хочу, чтобы меня воспринимали, как нормального человека, хотя понимаю, что это уже трудно сделать. Но сегодня я ближе к жизни. Сейчас я еще не в лучшем виде, но, спасибо Богу, он не отнял у меня разум. Это главное.»

Может быть именно Вера помогла ему не сломаться. Думал ли он о смерти, о том, что рано или поздно он покинет этот мир, боялся ли ее? На этот вопрос он однажды ответил так: «В молодости я верил, что Там что-то есть. Крестился взрослым человеком задолго до болезни. Тогда я уже видел близко смерть Высоцкого. Стоял за кулисами и долго глядел на него, хотя понимал, что это не он... А где же он-то? Где-то рядом здесь, будто прячется и смотрит. Всякого рода размышления без чьей-либо помощи привели меня к мысли креститься. Однажды я пришел в церковь Болгарского подворья на Таганке. Батюшка был молодой и, совершая крещение, он меня попутно интервьюировал: а где сейчас снимаетесь? - и так далее. Ну, окрестился и окрестился, вроде ничего в жизни не изменилось, но внутренне что-то все-таки происходит. мне стало казаться, что слушают меня внимательно, но говорю тише, внутреннее состояние было возвышенное. Потом потекли будни... Завершающий аккорд был, когда наступила болезнь и операция.»

Филатов умирал уже не раз. Сначала «умирал» в фильме «Забытая мелодия для флейты», потом в жизни, когда ему делали операцию. И в том, и в другом случае его спасала любовь женщины. В фильме спасительницей стала брошенная возлюбленная, в реальной жизни - любящая и любимая им жена Нина - актриса Нина Шацкая. «Человек, тащивший меня из могилы всеми возможными способами», - так говорит о своей супруге Филатов. «Я по себе знаю, как это малоприятно - быть с человеком, не имеющим надежды на выздоровление и это понимающим, каково с ним проводить время, смотреть ему в глаза, улыбаться, разговаривать. Со стороны моей жены это просто подвиг, который длится семь лет изо дня в день. Я ни разу не видел на глазах у жены слезы, хотя она человек плаксивый, рефлектирующий, но держалась все время».

Как-то, по поводу Филатов сказал: «исповедовать вдов и бродить по кладбищам - не лучший способ собственного бытия. Но что это так аукнется в моей личной судьбе, доведет буквально до грани жизни и смерти, конечно же, предположить не мог.»

Его передача была пронизана трагизмом, болью, какой-то горькой безысходностью. Во многих случаях возникала тема вины: кто виноват, что вовремя не помогли, не спасли рядом находившиеся люди? И очень редко находился однозначный ответ. Настолько сложны и неоднозначны и время, и реальные человеческие отношения. «Вот близким Высоцкому людям часто обращают вопрос: »Почему не спасли Володю?» Мол, если бы они были рядом... Да ничего бы они не сделали! Как его спасешь? Алла Демидова верно сказала: это все равно, что руками останавливать взлетающий самолет. Энергетика такая. Такие упрямство, вера в собственные силы, в свой путь. Тут не уговоришь, не остановишь. И это не к одному Высоцкому относится.»

Леонид Филатов работал на износ, не останавливаясь ни на секунду, как будто старался сделать, то, что не успел раньше. Что он искал в этой жизни? Счастье, покой? Скорее всего не то и не другое. «Проходит время, и если прожил жизнь наполнено, интересно, смотришь, оборачиваешься: вот тогда было даровано счастье, а ты этого не понимал. Раз ты тогда не понимал, а теперь понимаешь что такое счастье, какое же оно счастье?» Боялся ли он смерти? Наверное тогда, он, балансировавший между жизнью и смертью, многое для себя определил: «я приучил себя: ну что ж, пожил, не такие уходили. Тогда уже особенно приходишь к Вере, потому что общаться не с кем и незачем, надо общаться с ...» (Леонид Алексеевич выразительно посмотрел вверх).

Леонид Филатов скончался на 57-м году жизни. Похоронен на Ваганьковском кладбище.


Леонид Филатов. Артист. Поэт. Он раньше писал просто стихи. Где-то в Средней Азии у него много напечатанных произведений. Он делал переводы с арабского. По подстрочнику, конечно. Потом написал к десятилетию театра несколько пародий на членов нашего худсовета, известных поэтов: на Евтушенко, Вознесенского, Рождественского, Михалкова и прочитал их. Я ему сказал: «Леня! Надо продолжать. Этого нельзя оставлять. Ведь это имеет самостоятельную ценность!» Он их немножко подчистил и опубликовал в журнале. Потом начал исполнять их с эстрады в концертах. И дома часто. В общем, это зажило. У него пародии очень высокого уровня. Для любой аудитории. Даже в самой образованной аудитории он может работать, среди технической интеллигенции. А может читать свои пародии в глухих деревнях. И везде его воспринимают хорошо.

Владимир Высоцкий


Написать

© Тишот 2008


Hosted by uCoz